К сожалению, уже не первый раз складывается ситуация, когда под занавес года ожидается принятие массовых правок в Налоговый кодекс Украины (далее – НКУ). С точки зрения принципа стабильности законодательства, нормальной такую ситуацию не назовешь. Тем более, что она ставит бизнес в ситуацию, когда компании не могут нормально распланировать свою деятельность.
С другой стороны, бесспорно и то, что действующий НКУ содержит в себе массу проблем и недоработок, которые нужно исправлять, – причем срочно, поскольку промедление может нанести бизнесу и каждому налогоплательщику больший финансовый ущерб, нежели нарушение принципа стабильности. Промедление может также поставить под удар инвестиционную привлекательность Украины, так как массовые нарушения в процессе предоставления бюджетного возмещения отталкивают приток иностранного капитала. Рецепт отчасти содержит проект изменений в НКУ (далее – законопроект № 5368), который был: – разработан Минфином при активном, и я бы даже сказал, агрессивном участии многих независимых экспертов; поддержан целым рядом бизнес-ассоциаций (в частности, РПР, Aмериканской торговой палатой и т. п.). Среди новшеств, предложенных Минфином в данном законопроекте, интересными/важными для бизнеса являются, в частности, следующие.