Реанімаційний Пакет Реформ > Новини > Концепція податкової реформи профільного Комітету ВР під мікроскопом експертів

Концепція податкової реформи профільного Комітету ВР під мікроскопом експертів

23 октября состоялся круглый стол на тему «Концепция налоговой реформы Комитета ВР, оценка воздействия на макроэкономические показатели и бюджет». Эксперты рассмотрели расчеты по прогнозам Бюджета 2016 для моделей налоговой реформы Минфина и Комитета.

Макроэкономист Андрей Блинов  предложил проверить  цифры Минфина относительно прогнозированного наличия 200 млрд грн., уточнить, насколько корректны эти данные. Эксперт считает их завышенными. Кроме того, если в первый год планируется детенизационный эффект – его нужно учитывать уже сейчас на 2-й и 3-й год реформы, составлять прогноз на 3 года.

Игорь Шумило, советник президента КШЕ, предложил проводить расчет на одной базе ВВП. По эго мнению необходимо Минфин должен опубликовать детализацию расходов по экономической классификации.

Илья Несходовский, эксперт РПР,  обратил внимание участников на тот факт, что в концепции Комитета ВР очень много необходимых решений по администрированию налогов, чего нет в концепции Минфина.

Присутствующие пришли к согласию что концепция Комитета учитывает почти все предложения экспертов и гражданского общества – уменьшение дискреции, упрощение администрирования, электронные сервисы для плательщиков, уменьшение нагрузки на ФЗП.  Есть только одна проблема – сбалансированность бюджета – и нужно сегодня предложить варианты решения. 

Иван Миклош, экономист, советник Министра финансов, поделился своими наблюдениями. По его мнению Комитету ВР необходимо, предлагая концепцию налоговой реформы, исходить из реальных возможностей, расходная и доходная часть бюджета должны сходиться. Невозможно в один год снизить ставки и сократить расходы бюджета на 25% – это работа нескольких лет. Кроме того такая реформа должна проходить в комплексе: также должны быть реформированы судебная система, проведена административная реформа и реформа госслужбы.

Михаил Соколов, эксперт РПР, заметил, что в расчетах Минфина есть много ошибочных данных, как один из примеров – не верно рассчитан эффект от ликвидации спецрежима для сельхозпроизводителей.

По расчетам Минфина в прогнозе на 2016 год некорректно посчитаны цифры по ЕСВ: не учтено уже принятое законодательство по применению с 01.01.2016 коэфициента 0.6 для всех плательщиков (ставка ЕСВ будет около 22% с 01.01.2016)

Глеб Вышлинский, исп. директор «Центра экономической стратегии», высказал мнение о том, что главный фокус общественной активности стоит сосредоточить на тех аспектах реформы, которыми не будут заниматься другие: борьбой с популизмом и коррупцией. Нужно стремиться к сокращению неэффективных бюджетных расходов и реформе администрирования налогов. Без этого снижение ставок не даст устойчивого позитивного эффекта для экономики.

Владимир Дубровский, старший экономист CASE-Ukraine, эксперт РПР, рассказал о том, что в соответствии с последними исследованиями для развития экономики страны самыми приемлемыми являются налоги на имущество, на втором месте – непрямые, на третьем – прямые. Именно поэтому РПР предлагает перераспределение налоговой нагрузки в пользу налога на землю (недвижимость). В соответствии с расчетами модификация налога на землю принесет бюджету от 35 до 45 млрд. в год. В концепции РПР этот налог должен идти в зачет налога на распределенную прибыль. И позиция РПР была изначально при создании нашей концепции – расходы и доходы бюджета при проведении реформы должны сходиться.

Татьяна Острикова отметила, что для сохранения важнейших норм концепции, депутаты готовы обсуждать поднятие ставки НДС до 18-20%  (от текущей 15% сейчас в законопроекте), это даст около + 45 млрд. грн. в бюджет

Павел Кухта рассказал о том, что по предварительным оценкам сокращение расходов МВД и Прокуратуры может дать от 5 до 10 млрд.

Галина Третьякова предложила концепцию по ликвидации трех социальных  фондов и перераспределению их функций, в соответствии с расчетами экспертов экономия составит около 15-20 млрд грн. Также она настаивала на позиции, что бюджетирование должно быть трехлетним.

Борис Кушнирук, экономист,  высказал мнение о необходимости в течении 5-7 лет  сократить ставку ЕСВ до 10%, и потом еще в течении нескольких лет перейти к  фиксированной сумме пенсионного обеспечения. Относительно НДС – необходимо сформировать единый онлайн-реестр заявок на возмещение НДС.

Елена Жукова отметила, что необходим совершенно новый подход к оценке эффективности расходов бюджета – функционально стоимостный анализ.

ВГОРУ